В Госдуме состоялись масштабные парламентские слушания, посвященные перспективам высшего образования в России. В большом зале пленарных заседаний собрались ректоры ведущих ВУЗов, министр науки, представители общественных организаций и бизнес-сообществ. Вёл заседание председатель Госдумы Вячеслав Володин. Главный вопрос – последствия введения Болонской системы в нашей стране. Ведь это — не столько ЕГЭ, а это две ступени высшего образования – бакалавриат и магистратура, принудительно введенные у нас как следствие присоединения к Болонской конвенции.
Главный результат – зафиксированное ректорами ведущих ВУЗов падение КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. В России исторически существовал специалитет – 5 летний цикл высшего образования. Уверен, что национальная система должна быть в приоритете и наше ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СУВЕРЕННЫМ, но при этом ОТКРЫТЫМ ко всем научным прорывам.
Болонская система имеет много минусов, в том числе, возможность полной смены профессионального профиля после бакалавриата. Хорошо, если медик или инженер захочет за 2 года магистратуры стать журналистом или артистом, а если наоборот? Об этом говорили присутствующие ректоры — и МГУ, и СПБГУ, и медицинского ВУЗа, и технического, и театрального… Все отметили, что нашу систему образования разрушают постоянные изменения стандартов образования, коммерциализация высшего образования, неравномерность доступа к КАЧЕСТВЕННОМУ высшему образованию.
Все согласились с утверждением, что ОБРАЗОВАНИЕ – НЕ УСЛУГА!!!!! Изнутри знаю систему и могу подтвердить слова министра В.Фалькова о том, что преподавателям безумно трудно в этих условиях проводить образовательную и воспитательную работу, т.к. огромное количество времени и сил отнимает отчетность, изучение меняющихся норм, правил и т.п.
Ректор МГУ В.Садовничий говорил о том, что на дату входа в Болонскую систему у нас было 90% выпускников по специалитету и 10 % — двухуровневая система, а сейчас обратная пропорция — 20% на 80%! По его мнению, это губительно для качества образования в нашей стране! И конечно же, говорилось о недопустимости увеличения дистанционных методов обучения. Преимущество в образовании БЕССПОРНО должно быть отдано личной передаче опыта, знаний.
Речь зашла и об антироссийской пропаганде в образовательном процессе. Да, и это имеет место быть в некоторых образовательных организациях, считаю это недопустимым. Ректор Первого Медицинского Университета П.Глыбочка поставил вопрос о том, что в ВУЗах должны преподавать специально подготовленные кадры, это очень серьезная проблема и ее надо решать.
Внимание было уделено и процессу переаттестации преподавателей. Было отмечено, что это стало весьма доходным бизнесом для некоторых коммерческих структур, весьма далеких от науки, но получивших такое право. Ректоры попросили вернуть процесс проведения курсов повышения квалификации на базу ведущих вузов страны.
Полную запись заседания, которое продолжалось около 4-х часов можно посмотреть на сайте Госдумы.
Слушания показали необходимость изменения законов, надеюсь, уже осенью поправки будут разработаны и внесены на рассмотрение Госдумы.