Гжель и хохлома: товар или искусство?


В Госдуме полагают, что разрабатывать закон о народно-художественных промыслах должен не Минпромторг, а Минкультуры

 
Наступивший 2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов страны. Правда, новый тематический год должен был начаться уже с обновлённым законом «О народных промыслах», но документ не могут дописать уже больше полутора лет. Почему — разбиралась «Парламентская газета».

Хранители традиций
Сегодня в России 420 производителей изделий народных художественных промыслов, рассказал «Парламентской газете» депутат Роман Терюшков. Это 324 организации и 96 индивидуальных предпринимателей, в которых работают около 25 тысяч мастеров и самозанятых.

«Народно-художественные промыслы России относятся к уникальной сфере отечественной культурной деятельности, не имеющей аналогов в мире. В других странах нет такого культурного феномена, с таким духовным содержанием», — сказал Терюшков.

За последние пять лет количество субъектов, которые объявили развитие таких ремёсел приоритетом, увеличилось вдвое. В итоге за последние четыре года объём выпуска изделий НХП увеличился в полтора раза, сообщили в Минпромторге.  

Несмотря на кажущуюся позитивную динамику, в отрасли наблюдается серьёзный перекос, заявила на совещании в Торгово-промышленной палате в декабре 2021 года замдиректора департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Лилия Нургатина. «Так, 80 процентов всех товаров народно-художественных промыслов делают 13 субъектов», — сказала она. Её слова привёл сайт палаты.

Среди регионов-лидеров первое место у Москвы, где производят почти каждую третью расписную тарелку, матрёшку, поднос или шкатулку. На долю занимающего вторую позицию Дагестана приходится 24 процента товаров. А на Нижний Новгород —14 процентов, это третье место.

При этом в некоторых регионах промыслы заброшены или забыты, отметили эксперты. Утрачиваются веками сложившиеся производственные и культурные традиции, прокомментировал ситуацию первый зампред Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов.

Дмитрий Певцов
© Юрий Инякин/ПГ


«Часть предприятий не выдержала рыночной экономики, разорилась или перепрофилирована. К ним относились, как к простым производствам, — не учитывали ни художественную ценность, ни то, что эти промыслы являются национальным достоянием», — сказал депутат «Парламентской газете».

Что не так
К такому положению дел привело в том числе несовершенное законодательство о народно-художественных промыслах, которое приняли ещё в 1999 году, считают эксперты. Готовить поправки в действующий закон начали ещё полтора года назад. За это время документ неоднократно отправляли на доработку. Так, только Временная комиссия по сохранению и развитию народных художественных промыслов при Совете Федерации предложила в проект более ста поправок.

Раскритиковали проект закона и в Минэкономразвития, посчитав, что документ вводит «избыточные обязанности, запреты и ограничения для участников такого рынка», что может привести к росту их необоснованных расходов. Об этом говорится в заключении на проект закона, размещённом портале проектов нормативных актов. Например, законопроект предусматривал выдачу разрешений на использование художественно-стилевых особенностей народных промыслов, а также создание специальных реестров и перечней производителей НХП.

При этом в России только официально зафиксировано около 1900 мест традиционного бытования народных художественных промыслов, около 500 тысяч человек считаются признанными мастерами НХП, рассказал Дмитрий Певцов.

«Это миллионы наименований и художественных особенностей — объём работ по регистрации впечатляет и вызывает вопрос: «Кто будет осуществлять эту работу?» — заметил депутат.

В конце декабря 2021 года появилась обновлённая версия законопроекта, но и она экспертам не понравилась. Документ снова требует доработки, заявили в Торгово-промышленной палате. «Представленный законопроект страдает большим количеством оценочных форм, многочисленными ссылками на подзаконные акты, которые ещё не разработаны», — процитировал сайт палаты директора департамента ТПП по работе с объединениями предпринимателей Александра Волченко.

Дмитрий Певцов полагает, что причина в том, что законопроект готовился в недрах Минпромторга, а логично было бы поручить разработку такого документа Министерству культуры.

«Если художественные ремёсла отнесены к промышленности, то каждая мастерская, получающая поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж. Наша же цель — сохранить художественную ценность, историческое культурное явление, непревзойдённое искусство мастеров», — сказал он.

© Руслан Кривобок/ РИА Новости


С Певцовым согласен и Роман Терюшков: «Законопроект противоречит теории и истории народного искусства России. Скажу даже, что этот законопроект угрожает промыслам. Они не имеют никакого отношения к промышленности, это часть народного искусства страны, это деятельность по сохранению традиционной культуры».

При этом депутат отметил, что прежде чем заниматься изменением закона о народных художественных промыслах, нужно серьёзно поработать над Стратегией сохранения и развития НХП до 2030 года. «Пока такого документа нет», — уточнил депутат.

Матрёшки в цифре и в массовом сознании
Поправки в закон о НХП — не единственная инициатива, которую обсуждают в парламенте. Например, уже в этом году в России может появиться новый праздник — День народно-художественных промыслов. С таким предложением к сенаторам обратились представители Нижегородской области.


«Сегодня такой праздник уже есть в регионе. Отмечают его и в других субъектах, — рассказал на пленарном заседании 15 декабря член Комитета Совета Федерации по социальной политике Сергей Горняков. — При этом на уровне страны такого праздника нет».

Проработать соответствующую инициативу уже поручили Временной комиссии по сохранению и развитию народных художественных промыслов при палате регионов.

Идеи о поддержке культурного наследия высказал и Дмитрий Певцов. «Подобно «Пушкинской карте» можно было бы продумать систему поддержки спроса на информационную продукцию о народных промыслах, организацию просветительских программ и так далее», — сказал депутат.

Он также предложил оргкомитету Года культурного наследия народов России поддержать через грантовые механизмы создание современного интернет-контента о народных промыслах. «Это вовлечёт в процесс молодёжь, заинтересует современные творческие силы», — считает Певцов.

Необходимо также решить проблему кадров и качественной профессиональной подготовки художников, мастеров, отметил парламентарий. «Для этого, по-моему, необходимо ввести дисциплину «Народное искусство» в образовательные стандарты», — сказал он.

Фундамент для креативной индустрии
Ряд нормативных актов в сфере народного наследия сегодня уже принят, напомнила заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова. Так, в сентябре 2021 года была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов их господдержки до 2030 года, где впервые народные художественные промыслы и ремёсла получили статус креативных индустрий, напомнила сенатор.

Галина Карелова, фото пресс-службы Совета Федерации


В целом в прошедшем году в России заложили серьёзный фундамент для возрождения культурного наследия регионов, заявила Карелова. «Указ президента о проведении Года культурного наследия народов России стал последовательным шагом в развитии национальной креативной экономики», — сказала вице-спикер палаты регионов.

Она также отметила, что в бюджете на 2022 год и 2023-2024 годы впервые предусмотрено 1,6 миллиарда рублей на создание в регионах школ креативных индустрий.

Автор: Юлия Сапрыгина

Источник : «Парламентская газета»